Вчера в Базеле президент УЕФА Мишель Платини давал пресс-конференцию вместе со своими соратниками. Мероприятие это, собравшее около трехсот репортеров, едва не завершилось скандалом: большинство вопросов Платини на темы, отстраненные от Евро, задали журналисты Японии, Китая, Кореи и стран Латинской Америки.
Не устаю поражаться: год от года число журналистов – выходцев из азиатских стран – растет в геометрической прогрессии. Кажется, вчера в пресс-центре стадиона «Санкт-Якоб Парк» японцев, китайцев и корейцев собралось больше, чем европейцев. Будто мы не на Евро, а на Кубке Азии! С началом пресс-конференции коллеги с Востока устраивают «биржевые торги» – кричат, подпрыгивают, набрасываются на волонтеров с переносными микрофонами. Неудивительно, что Платини приходится иной раз перемещаться мыслями вдаль от Европы…
– Я не Блаттер, – поправляет Платини, должно быть, удивившись про себя: неужели так похож?
Зал хохочет.
– Простите, мсье Платини. Какие слова вы можете сказать в поддержку жертв землетрясений в Китае?
Зал замолкает.
– От лица УЕФА я выражаю сочувствие всем пострадавшим.
– Что вы думаете о новом главном тренере сборной Мексики? – как вы догадались, слово предоставлено репортеру из Латинской Америки.
– А кто у них тренер? – отклонившись от микрофона, Платини тихо спрашивает у генсека УЕФА, присевшего по соседству, Дэвида Тэйлора. Тэйлор растерянно улыбается – видать, не силен по части мексиканского футбола.
– У вас отличный тренер и перспективная сборная, – глядя в глаза мексиканцу, лицемерит Платини, так как другого выхода у него просто нет: про назначение Свена-Ерана Эрикссона он еще не слышал.
– Продукция некоторых спонсоров УЕФА вредна и не ассоциируется с пропагандой здорового образа жизни! – очередная «неевропейская» реплика.
– Знаю одно: у УЕФА много денег! – сражает откровенностью Платини. – А я не против того, чтобы получать много денег. Благодаря им действуют программы УЕФА!
Признаться, я не на шутку разозлился. Сколько не тянул руку и не взывал к волонтерам, микрофон каждый раз оказывался у кого-то другого! Остальным российским журналистам, впрочем, тоже не повезло.
Прорывается британец:
– Не находите, что Евро здорово потерял без сборной Англии?
– Мы остались без Англии, но получили какую-то другую команду («Россию! Россию!» – подсказываю Платини. Не слышит). И эта команда не менее достойна. Желаю англичанам удачи при отборе на чемпионат мира в ЮАР.
Платини часто отвечает шаблонно, общими, порой ничего не значащими фразами, не называя фамилий. Чиновник – что с него взять. Впрочем, нет-нет, а промелькнет в его ответах что-то живое.
О готовности организаторов к Евро: «Мы готовы на «отлично». Можно сказать безупречно, как мой сегодняшний костюм».
О прогнозах на Евро: «Я не имею права давать прогноз – служебное положение не позволяет. Я даже не могу сказать, что люблю Францию. Потому что у президента УЕФА нет национальности. В душе надеюсь на сенсацию, подобную той, что случилась в 2004-м. Кто мог предполагать, что сборная Греции станет чемпионом?!»
О проштрафившихся командах – участниках еврокубков: «Мы (УЕФА. – Прим. ред.) безжалостны к тем, кто нарушает или не выполняет законы. «Порту» понесет наказание за совершенные махинации, а софийский ЦСКА не будет допущен к еврокубкам, пока не пройдет аттестацию».
Платини направляется было к выходу, но не тут-то было – у дверей начинается давка! Ее устраивают те самые выходцы с Востока – оказалось, они еще не все вопросы задали. Платини натужно улыбается, но тесниться в компании незнакомых людей ему не слишком-то приятно. Да и ребра с грудной клеткой не железные – не треснули бы. Корреспондент «Советского спорта» втиснулся в клубок человеческих тел и попытки с двадцатой задал-таки мсье Платини пару вопросов.
– Что ждет Россию? – перекрикиваю вой коллег с Востока.
– Вас ждет то же самое, что и остальных 15 участников, – вот она, фирменная дипломатия от Платини!
– Что с Украиной? Там опасаются, что УЕФА отдаст Евро-2012 другой стране из-за слабой подготовки.
– Мы в УЕФА не привыкли менять решения. Евро пройдет по установленному порядку.
Охрана изловчилась и запихнула Платини с округлившимися от ужаса глазами в микроавтобус. День дикого общения позади.